Вітаємо з Днем народження Артема Довбика! Бажаємо життєвих сил, спортивних перемог, неймовірного фарту, професіонального поступу та самореалізації! Безмежної любові відданих фанатів та щастя в особистому житті!

Кривенко: Мы вернемся к формуле 16 команд в ПЛ!

 

В беседе с известным футбольным агентом Игорем Кривенко («ALIK football management», соучредитель – Алексей Люндовский) Football.ua обсудил изменения в украинском футболе во времена военного и экономического кризиса, поразившего нашу страну.

 

Когда говорят пушки, музы молчат. Впрочем, футбола это пока непосредственно не касается: чемпионат Украины идет по расписанию, наши клубы играют на евроарене, собираются сборные, и даже несколько команд из Донецкой и Луганской областей вышли на старт, играя и базируясь, правда, в других регионах. Но так ли безоблачно в нашем футбольном хозяйстве? Какие можно выделить тенденции в отечественном футболе во время военного и экономического кризиса, поразившего нашу страну? О главных тенденциях и трендах говорим с известным футбольным агентом Игорем Кривенко, хорошо знающим экономическую конъюнктуру как отечественного, так и многих зарубежных чемпионатов.

 

Урок №1. Игроков не отдаем, а продаем!

 

– Игорь, такое впечатление, что в последнее время в Украине не совершается серьезных трансферов. С чем связано то, что большинство игроков переходит из команды в команду в статусе свободных агентов, и один из путей зарабатывания денег для отечественных футбольных клубов остается нереализованным?

– Я думаю, что, в первую очередь, это связано с войной и сложным экономическим положением нашей страны. Это сказалось и на клубах, многие из которых сейчас имеют значительно меньшие финансовые возможности, а даже элитным стало труднее приглашать игроков из-за рубежа. Нельзя сказать, что буквально все переходы совершают свободные агенты, но подавляющее большинство действительно переходит из клуба в клуб в таком статусе. Исключение составляют разве что наши топ-клубы. Например, у того же «Металлиста» практически все легионеры ушли за хорошие трансферные суммы. Это очень важно – что даже в этой ситуации, которая сложилась в стране, игроки уходят не за бесплатно.

 

– То есть многие клубы сработали на трансферном рынке в плюс? Ведь поначалу эксперты рынка прогнозировали, что лучших игроков нашего чемпионата просто разберут…

– В целом, да. Хотя, конечно же, боевые действия наложили свой отпечаток – на формирование мнения легионеров, что наша страна – не то место, где можно спокойно продолжить футбольную карьеру. Именно поэтому тот же «Металлист» вряд ли планировал столько игроков продавать, но что делать, если футболисты напуганы? Оставалось или продавать, или получать форс-мажоры с неявками на сборы, «самоволками»… А неявка двух-трех игроков ведь влияет на других, и могла получиться сложная ситуация.

Конечно, если бы не было этой ситуации, то, например, в более спокойной обстановке за этих игроков можно было бы выручить даже гораздо больше денег. Сейчас же это был в большой степени вынужденный шаг, и футбольный клуб ради этих сделок пошел на распродажу.

 

– Летом даже в «Шахтере» имел место небольшой «бразильский бунт», который, впрочем, разрешился по совсем не тому, пессимистическому, сценарию, о котором изначально говорили. А вы как видели себе сложившуюся ситуацию?

– Опять же, меня не удивила ни та ситуация, ни то, как ее решили. «Шахтер», наверное, провел работу на упреждение, нашел некие стимулы для игроков. Сыграло свою роль и то, что команда играла домашние матчи в Киеве и Львове – это большие, спокойные города, в которых комфортно жить. К тому же повлияло и то, что донецкий клуб играет в Лиге чемпионов, а это очень хороший, желанный уровень. Да и поняли легионеры, что из «Шахтера» просто уйти не получится, а те клубы, которые, возможно, проявляют к ним интерес, не готовы были расставаться с теми сумами откупных, которые прописаны в контрактах игроков дончан. Эта сумма слагаемых и привела к тому, что бразильцы приняли решение остаться.

 

– У «Шахтера» – свои причины, у «Металлиста» – свои. А почему «Динамо» и «Днепр» пригласили так мало игроков, которые могли бы усилить команду уже сейчас?

– Что касается «Динамо», то, в моем понимании, команда и так была хорошо укомплектована, и задачей руководства было разобраться, как их правильно использовать. И у тренерского штаба Реброва хорошо это получается. Второй момент – «Динамо» продолжает делать ставку на украинизацию состава, и пример введенных в состав Ярмоленко, Хачериди, Гармаша только вдохновляет. Сейчас это направление продолжают Сидорчук, Макаренко, Калитвинцев, Буяльский, Рыбалка. Чтобы они достигли уровня предшественников – нужно их обкатывать, постоянно ставить в состав, чтобы они прогрессировали. Единственное исключение – приглашенный в атаку легионер Теодорчик, но это больше вынужденная покупка в связи с травмой Мбокани.

У «Днепра» – свои задачи и проблемы. Думается, Маркевичу также нужно время, чтобы ознакомиться со всей глубиной состава и поставить перед скаутами конкретные задачи.

 

Урок №2. Бесплатных футболистов не существует!

 

– Возвратимся к теме свободных агентов. Говоря о том, что клубы предпочитают подписывать игроков без клуба, надо ведь учитывать, что приглашение свободного агента отнюдь не означает, что клуб не вкладывает в него инвестиции в виде подъемных, дополнительных трат на его контракт?

– Само собой разумеется! Клуб, даже если приглашает свободного агента, тратится на различные выплаты – подъемные, повышение зарплаты, бонусы… Нужно давно понять, что бесплатных футболистов не существует. Наоборот, если этот свободный агент – качественный футболист, то этим статусом он может договориться о повышенной зарплате для себя. Как самый яркий пример эффективного трудоустройства свободного агента – летний переход Гладкого в «Шахтер». 

 

– Когда мы говорим о подъемных, о какой сумме идет речь, чему она равна – зарплате игрока за несколько месяцев, некому проценту от его трансферной стоимости?

– Каждый случай – отдельная история. Бывает, что игрок получает подъемные в счет зарплаты. Случается, что удается выторговать себе некие стартовые бонусы. Нередко хороший футболист высокого класса получает сходу сумму, которая эквивалентна и полугодовой зарплате, и больше. Все решают несколько факторов – востребованность игрока на рынке, его необходимость для конкретно взятой команды, а также его текущий статус.

 

– Если подъемные и вправду бывают довольно большими, то какая выгода в подписании свободного агента, а не покупке игрока?

– Подъемные все-таки поменьше, чем полная трансферная стоимость. К тому же клуб не рискует, вкладывая серьезные деньги на трансфер (если футболист не заиграет, сумма будет потрачена впустую). Зарплата ведь все равно будет платиться – покупаешь ты игрока или же приглашаешь его свободным, а трансферная стоимость еще к этим инвестициям добавляется. Когда ты покупаешь игрока, дальше ты будешь думать, как «отбить» деньги за трансфер, куда его дальше продать. Если же к тебе приходит свободный агент – ты берешь его на довольствие, платишь зарплату, а если что-то не так – пожали руки друг другу и разошлись. Вообще же, этот процесс очень непростой, и есть много составляющих, определяющих выгоду от приглашения игрока. Всегда сложно прогнозировать, будет ли сотрудничество взаимовыгодным и получится ли в итоге капитализировать вложенное в футболиста.

 

Урок №3. Риски понижают зарплаты и уменьшают сроки контрактов. 

 

– Одним из признаков нашего чемпионата было большое количество долгосрочных контрактов – наши клубы подписывали и перспективных украинцев, и дорогих легионеров сразу на несколько лет, вплоть до пяти. В связи с кризисом, это как-то изменится?

– В общем и целом, ситуация за последние два-три года немного поменялась. Раньше клубы действительно были заинтересованы в долгосрочных контрактах, заключая их сразу на 3-5 лет. Сейчас же клубы стали немного осторожнее. То, что касается молодых украинцев – да, и вправду, такая практика остается. Середняки же, «второй эшелон», теперь все чаще переходят на практику подписания годичных контрактов, двухгодичных. Долгосрочные договора теперь прерогатива ведущих футболистов, определяющих игру команды. Хотелось бы добавить, что ситуация со сроками контрактов поменялась не в связи с кризисом – это началось еще пару лет назад. Причин несколько: клубы хотят больше доверять собственным воспитанникам, к чему их подталкивают и новшества с заявками, которые вводятся ФИФА и УЕФА. К тому же, влияет и конъюнктура рынка – вы видите, что каждый год на рынке появляется много хороших свободных агентов, и есть возможность комплектоваться бесплатно.

 

– За последний год в связи с исчезновением киевского «Арсенала», ФК «Севастополь» и симферопольской «Таврии» на рынок вышло около 180 свободных агентов (берем по числу игроков основного состава, U-21 и U-19) с разным классом, возрастом, гражданством. Учитывая сокращение количества рабочих мест в связи с исчезновением клубов, конкуренция среди желающих трудоустроиться стала больше?

– Здесь надо разграничиться: «Арсенал» исчез еще прошлой зимой, и большинство игроков трудоустроилось еще тогда, во время прошлого зимнего антракта (за счет этого многие клубы, идущие следом за топовыми, провели трансферную кампанию зимы 2014 года). Еще две команды ушли в небытие летом. Поэтому я бы говорил, что летом за счет этих двух клубов опять остальные усилились «дешево и сердито».

 

– Как такая ситуация влияет на рынок?

– Во-первых, зарплаты подупали немного. Во-вторых, игроки склонны идти на компромисс по условиям и гораздо быстрее заключать договора, чтобы не терять времени (есть риск ведь остаться без команды на полгода). Многие уезжают за границу. Многие поддерживают форму в денежных аматорских коллективах.

 

– Куда украинские футболисты будут ехать – в Беларусь, Казахстан, Узбекистан или, все же, в малоосвоенные пока западноевропейские чемпионаты? Какие чемпионаты больше всего выиграют от сложившейся в Украине ситуации?

– Я думаю, что украинские футболисты больше всего хотят играть в украинском чемпионате. Это остается приоритетом для них.

 

– Но почему так? Ведь у нас, как вы говорите, финансовые условия немного понизились, а в многих зарубежных чемпионатах – наоборот…

– Думаю, это будут все равно единичные случаи. Вот как Антонов – ему «Актобе» предложило очень серьезную зарплату, какую украинские клубы не стали бы предлагать. К тому же это чемпион своей страны, участвовавший в еврокубках, что могло дополнительно заинтересовать Антонова.

Почему я говорю, что случаи переходов украинских игроков за границу (особенно, в западноевропейские чемпионаты) будут единичными? Здесь несколько факторов. Во-первых, у наших западных соседей (Польша, Чехия, Болгария, Румыния) зарплата остается несравненно ниже, чем в Украине. У нас даже середняки платят больше. Во-вторых, чтобы заиграть в западноевропейских чемпионатах, нужно знать языки, быть готовым жить в новой культурной среде. В-третьих, в моем понимании, наш чемпионат все еще привлекательный со спортивной точки зрения – он как был напряженный, так и остался. И, несмотря даже на кризис, военные действия, разве что «Металлист» и отчасти «Черноморец» стали слабее, если сравнивать с прошлым сезоном.

 

Урок №4. Игроков покупать и продавать надо без спешки. 

 

– Если оценивать трансферный период межсезонья 2014 года, какие продажи выделите, как наиболее удачные, для украинских клубов?

– Назову несколько, которые, по моему мнению, получились вполне рентабельными. Из «Металлиста» в «Шахтер» – Марлос и Азеведо. Тут нечего добавить – по данным Трансфермаркта, эти два игрока проданы за 12 млн. евро, и для нынешнего стагнирующего трансферного рынка это очень и очень серьезные суммы. Фактически, это лучшая внутриукраинская сделка.

Если говорить об остальных трансферах «Металлиста», то большинство из них можно назвать вынужденными. Если бы не было боевых действий, тот же Соса остался бы и дальше играл. Также в «мирное время» Жулиано из Днепра стоил бы больше. Его вынуждены были продать, но, в моем понимании, такой игрок должен был стоить около 15 миллионов евро. А так – продали не в Европу, а в Бразилию. Поиграй он еще годик в Украине, то мог бы уже выбирать и переходить в один из сильнейших европейских чемпионатов. Кстати, не удивлюсь, если купивший его «Гремио» через годик продаст его назад в Европу уже миллионов за 20.

Из «Динамо» в «Вест Бромвич Альбион» – Браун Идейе. Продан за очень приличные деньги, при этом в киевском клубе в последнее время не был основным. Думается, повлияли на переход и его статус действующего игрока нигерийской сборной, и, естественно, англоязычность. Менеджеры «Динамо» в этом случае сработали очень сильно.

 

– Если в Премьер-лиге обыденностью стали переходы свободных агентов, то что уж говорить о низших лигах. По вашим данным, там вообще бывают нынче переходы за деньги?

– В это межсезонье мне сложно припомнить хоть какой-нибудь трансфер за деньги. В прошлом – были. К примеру, Сергийчук из МФК «Николаев» в Карпаты.

 

– Интересно ваше мнение о феномене «Олимпика». Ведь этот клуб собрал даже не всех самых именитых игроков первой лиги, повысился с ними в классе и теперь, на 2/3 в том же составе, довольно успешно дебютирует в Премьер-лиге.

– «Олимпик» вызывает уважение. В последние лет пять клубы, которые выходили с первой лиги в Премьер-лигу, как правило, сразу становились явными аутсайдерами. У них практически не было шансов остаться на этом уровне, они становились командами-лифтами.

Феномен «Олимпика» обусловлен коллективизмом. Судя по тому, что приходилось слышать, там хорошая атмосфера в команде, тренер в отличном взаимопонимании как с игроками, так и с руководством. Играют они очень организовано, знают свой уровень, и с тем же «Динамо» очень умело оборонялись (киевляне имели только один реальный момент – я присутствовал на этой игре, и мене это очень удивило). Так что команда делает правильные выводы даже из крупных поражений.

Почему они успешны? У них сплоченный коллектив. К тому же, они провели качественную точечную селекцию, хорошо выбрали игроков, ушедших из исчезнувших клубов. Но в целом по «Олимпику» и его влиянии на рынок сможем говорить лишь после окончания сезона.

 

Выводы

 

– В целом, когда летом прогнозировали влияние кризиса на украинский футбол, настроения были почти апокалипсическими. Сейчас же чемпионат идет, все лиги стартовали, массового исхода игроков нет – а те, кто уходит, уходят за неплохие деньги, и даже снятий с турнира пока нет. Учитывая сложившуюся ситуацию, все получилось лучше, чем ожидалось?

– Я вообще вам скажу так – мы вполне могли начинать чемпионат с 16 команд элиты. Те же «Александрия», «Зирка» спокойно бы заменили «Таврию» и «Севастополь», да еще и играли бы дома на прилично заполненных стадионах. Да, та же «Говерла», в основном, укомплектовалась игроками из дублей «Динамо» и «Шахтера». Ну, и что? Зато те же Качараба, Мякушко и другие вырастут в перспективе в серьезных футболистов! Допустим, игроки дубля «Днепра» усилили бы ахтырский «Нефтяник», и команда пошла бы в Премьер-лигу. Что в этом плохого?! Надо же и молодежи пробовать силы, в перспективе это игроки сборных Украины! Так, кстати, и в Португалии делается – каждая существующая команда выполняет свои задачи. Одни борются за титулы и еврокубки, а другие живут как «фермы», которые растят игроков.

Все равно мы вернемся к формуле 16 команд в Премьер-лиге! Да, как вы говорите, был испуг, но испуг прошел, и оказалось, что чемпионат не намного ослабился, зато открыл путь молодым игрокам.

 

Беседовал Артур Валерко, Football.ua 



Інші новини: